В Москве прошло заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской профессиональной деятельности. Оживленную дискуссию вызвал вопрос о внесении изменений в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Заместитель директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин рассказал о работе над законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях и в отдельные законодательные акты», который предполагает комплексное изменение в законодательстве о саморегулировании, и призвал экспертов активно участвовать в работе над законопроектом. В процессе обсуждения выяснилось, что Минэкономразвития не представил экспертам последний вариант текста законопроекта и не опубликовал его на своем сайте. Это вызвало легкое замешательство, так как рассматриваемый текст законопроекта экспертам пришлось обсуждать в состоянии глубокого неведения. Участников форума также не обрадовало сообщение представителей Минэкономразвития, что в составе рабочей группы, готовящей законопроект, находятся 30% представителей бизнеса и 70% составляют чиновники. Поэтому эксперты высказали предположение, что законопроект как всегда получится далеким от реальной жизни.

Эксперты выразили озабоченность тем, что в последний год ведомствами взят курс на сворачивание саморегулирования. Точнее на подмену саморегулирования системой государственного регулирования. Выражается это в том, что ведомства готовят и продавливают через Госдуму законопроекты, реально ухудшающие положение бизнеса и детально регламентирующие деятельность общественных организаций – СРО. Последним оставляется только функция контроля над своими членами. Постепенно складывается система государственного ведомственного регулирования, которая далека от реального саморегулирования бизнеса, поэтому она постоянно дает сбои.

В обсуждении законопроекта приняли участие Виктор Кислов, президент Ассоциации «Национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров», Лариса Усович, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, генеральный директор Центра развития континентального права, Ольга Носова, президент СРО аудиторов «Содружество».

Председатель Совета Константин Апрелев обратил внимание участников форума, что не работает такой инструмент саморегулирования как компенсационные фонды. Выплаты компенсаций за последние восемь лет проводились в единичных случаях. Фактически в компфондах заморожены финансовые средства строительной отрасли. Понятно влияние финансового лобби при принятии закона о саморегулировании: они получили «длинные» деньги. Но распорядиться эффективно этими деньгами банки не смогли: по стране прокатилась волна банкротств и «псевдобанкротств» с незаконным выводом средств из банков. В результате 170 млрд рублей выведено из строительной отрасли в финансовую и там потеряно. Теперь строителям опять придется собирать деньги для восполнения потерянных в банках-банкротах компфондов.

Президент Ассоциации СРОО «Экспертный Совет» Алексей Каминский рассказал о подготовке законопроекта «О государственном и муниципальном контроле». Он считает, что законопроект требует доработки: предмет контроля не разграничен между госрегулятором, национальным объединением и саморегулируемой организацией. В то же время в качестве положительного момента он отметил п.6 статьи 9, который прямо указывает, что все неустранимые в законе противоречия и неясности толкуются в пользу контролируемых граждан и организаций.

Эксперты сделали вывод, что ведомства закладывают в законопроекты не сотрудничество с бизнесом, а максимальное превентивное предупреждение нарушений.

Генеральный директор «ГЕОПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ», заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Николай Алексеенко затронул острую тему оценки затрат отрасли на содержание саморегулирования. При этом выяснилось, что при лицензировании дополнительные затраты предпринимателей в несколько раз меньше, чем при действующей в России модели саморегулирования. Это создает дополнительную излишнюю нагрузку на бизнес. Так считают 93% опрошенных РАСК предпринимателей. По оценкам Николая Алексеенко, саморегулирование обошлось строительной отрасли в 280 млрд рублей.

Генеральный директор НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» Ирина Шевцова отметила, что во всем мире контроль над профессиональной деятельностью выполняют саморегулируемые организации и только у нас этим занимаются ведомства, которые через законы и подзаконные акты регламентируют до мелочей деятельность СРО, подменяя саморегулирование госрегулированием.
Ирина Швецова предоставила подробный доклад о последствиях реформы саморегулирования в оценочной деятельности с неутешительным выводом: в ближайшее время до 90% оценщиков потеряют работу, так как не смогут выполнить поставленные законом условия. Это закономерный результат того, что ведомства и Госдума по-прежнему не учитывают предложения бизнеса при разработке законопроектов.

По результатам заседания эксперты решили продолжить работу над поправками к законам «О саморегулируемых организациях» и «О государственном и муниципальном контроле».

P.S. Иллюзия саморегулирования

Проблема состоит в том, что СРО, с одной стороны, как общественные организации независимы в своей деятельности, а с другой стороны, осуществляют деятельность в соответствии с законами и нормами, созданными государственными органами власти. Если государственное регулирование полностью до мелочей регламентирует деятельность СРО, смещая баланс в сторону жесткого регулирования, то саморегулирование становится фикцией.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru