Ростехнадзор наращивает темпы проверок саморегулируемых организаций. Если в первом квартале на контроле оказались 19 СРО, то во втором – уже 20 СРО из шести регионов, в том числе 10 строительных, 6 проектных и 4 изыскательских. С таким темпом понадобится ровно 4,5 года для проверки всех СРО строительной отрасли на соответствие 372-ФЗ.

Напомним, что по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 13.09.2017 № ДК-П9-6031 Ростехнадзор должен провести проверки всех действующих саморегулируемых организаций, сведения о которых были внесены в государственный реестр СРО до 1 июля 2017 года.

Ростехнадзор подготовил график внеплановых проверок СРО на II квартал 2018 г. в соответствии с риск-ориентированным подходом в оценке саморегулируемых организаций. На данный момент такое ранжирование СРО проведено Ростехнадзором по шести регионам. Пионерами стали Москва, Санкт-Петербург и Вологодская область (еще в первом квартале этого года), к ним во втором квартале присоединились Свердловская, Мурманская, Нижегородская и Белгородская области.

В критериях отнесения деятельности саморегулируемых организаций в строительстве к определенной категории риска отсутствует такая позиция как размещение компфонда на спецсчетах в уполномоченных банках. Тем не менее, четыре организации, имеющие проблемы с наполнением компфондов, попали в список проверок: Ассоциация Саморегулируемая организация в области строительства «Межрегиональный центр содействия в организации контроля качества строительных работ» (СРО-С-106-08122009), Ассоциация «Саморегулируемая организация «Добровольное Объединение Строителей» (СРО-С-269-03072013), Саморегулируемая организация Союз проектных организаций «ПроЭк» (СРО-П-185-16052013), Ассоциация Саморегулируемая организация «МежРегионИзыскания» (СРО-И-035-26102012).

Возможно, что этим СРО поможет выжить внесенный в Госдуму в конце января законопроект №374843-7. Дело в том, комитет Госдумы по транспорту и строительству за последние полгода затормозил рассмотрение всех (!) поступивших законопроектов, касающихся поправок в Градостроительный кодекс. Но законопроект о введении саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является плановым и поэтому Госдума затормозить его не сможет. Соответствующий документ подписан премьер-министром 25 января 2018 года. Представителем правительства в ходе рассмотрения законопроекта назначен заместитель министра строительства и ЖКХ Хамит Мавлияров. Поэтому строительное лобби решило воспользоваться моментом и попытаться провести через Госдуму важные для отрасли поправки, прицепив их к законопроекту о негосударственной экспертизе. Например, поправки в пункт 10 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. дают возможность СРО, потерявшим компфонды в банке с отозванной лицензией до 1 ноября 2016 года и сумевшим подтвердить это банковской выпиской, а также уведомлением о включении в реестр требований кредиторов, сформировать компфонды, исходя из фактического количества членов и уровня их ответственности по обязательствам на день принятия соответствующего решения. Это навсегда закрыло бы тему «исторического компфонда».

В законопоекте закладывается и временной лаг: в течение тридцати дней со дня вступления в силу закона Ростехнадзор должен принять решение об исключении во внесудебном порядке сведений о саморегулируемых организациях, не выполнивших требования пункта 10 статьи 33 Федерального закона № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. в новой редакции.

Посмотрим, что решит Госдума, которая взяла за правило выносить на второе чтение новый текст законопроекта, который прямо противоположен согласованному с профессиональным сообществом первоначальному варианту.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru