Деятельность многочисленных операторов железнодорожного подвижного состава будут регулировать СРО. Предложение о создании саморегулируемых организаций на рынке грузовых и пассажирских перевозок включено в проект поправок в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте РФ».

Разработчик законопроекта Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса предлагает на основе обязательного членства объединить операторов в две саморегулируемые организации – в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Предполагается, что в состав каждой СРО войдут операторы, в совокупности владеющие на правах собственности или на ином законном основании не менее чем 3/5 объема грузового или пассажирского вагонного парка страны. Обеим саморегулируемым организациям доверят технический учет подвижного состава, разработку профстандартов и критериев качества услуг. Кроме того, один из пунктов законопроекта предусматривает представительство грузоотправителей в коллегиальном органе управления СРО.

Саморегулирование рассматривается также в новой целевой модели рынка железнодороных грузоперевозок (ЦМР). Две недели назад Минтранс предложил на обсуждение проект ЦМР, в котором обосновал необходимость создания организаций, способных сбалансировать монопольное влияние ОАО РЖД на рынок. Такой организацией могла бы стать СРО на базе Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Как сообщает «Коммерсант», согласно концепции ЦМР от саморегулируемой организации ждут хотя бы частичного решения основных проблем железных дорог – преодоления локального дефицита вагонов, ликвидации пробок и заторов, перевозку социальных грузов.

Операторы и ведомства восприняли планы министерства неоднозначно. В ФАС России признали целевую модель «сырой». Эксперты также опасаются, что единственная СРО, наделенная регуляторными функциями, угрожает рынку грузоперевозок созданием мощного картеля. В СОЖТ не против законодательной инициативы министерства, но уверены, что для полноценного саморегулирования СРО должна получить свою долю государственных функций, например, в части составления планов маршрутизации, формирования вагонного парка и др. Этим мнением в Союзе поделились с журналистами отраслевого издания «Гудок». Кроме того, как сообщает издание, участников рынка волнует будущее небольших и узкоспециализированных операторов, которые владеют в совокупности почти 200 тыс. единиц подвижного состава, но рискуют остаться вне СРО. Если условием вступления в СРО будет наличие у оператора парка в количестве не менее 1000 вагонов, то малые и средние компании должны будут в течение года после вступления в силу закона прекратить операторскую деятельность.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru