В прошлом году руководители Ассоциации архитекторов и проектировщиков «ПроектНадзор» предприняли целых три попытки внесения сведений об Ассоциации в государственный реестр СРО. Но все они оказались неудачными. При этом вскрылось, что многие СРО, которые прошли проверку Ростехнадзора и НОПРИЗ и получили заветный статус СРО, имеют грубейшие ошибки в уставных документах.

Нет безошибочных Уставов, есть непрочитанные

На сайте Ассоциации архитекторов и проектировщиков «ПроектНадзор» подробно описаны все их злоключения. Суть в том, что каждый раз в документах находились ошибки, что и служило отказом. Ассоциация отмечает, что не имеет никаких возражений в отношении сделанных специалистами Ростехнадзора замечаний по представленным документам и послуживших основаниями для отказов в получении статуса. Безмерно поразил руководство Ассоциации тот факт, что ошибки и несуразицы в их документах, послужившие основанием для отказов, до сих пор присутствуют в документах других некоммерческих организаций, сведения о которых были внесены в государственный реестр СРО приказами Ростехнадзора в конце 2016 г. и в 2017 г.

Складывается такое ощущение, что документы списаны представителями различных СРО в Интернете с одного и того же непроверенного источника. Только вот непонятно, по каким тогда критериям регулятор определяет, кто достоин внесения в реестр, а кто – нет? Ведь ошибки у всех одинаковые!

Давайте посмотрим, что выявил анализ документов СРО, проведенный специалистами Ассоциации архитекторов и проектировщиков «ПроектНадзор».

Противоречия в документах СРО Региональная ассоциация «Строители ТПП РБ» (СРО-С-279-31032017)


1. В п. 7.16 Устава СРО РА «Строители ТПП РБ» указано:
Организация в день поступления в нее заявления члена Организации о добровольном прекращении его членства в Организации вносит в реестр членов Организации сведения о прекращении действия выданного такому члену свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления направляет в Национальное объединение уведомление о прекращении действия данного свидетельства.

Вместе с тем в ч.3.1 ст. 55.17 ГрК РФ указано следующее: Саморегулируемая организация в день поступления в нее заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации и в течение трех дней со дня поступления указанного заявления на бумажном носителе или в этот же день в случае его поступления в форме электронного документа (пакета электронных документов) направляет в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление об этом.
Из этого можно сделать вывод о том, что п.7.16 Устава СРО РА «Строители ТПП РБ» противоречит ч.3.1 ст.55.17 ГрК РФ.

2. В п.9 Устава СРО РА «Строители ТПП РБ» не указано, о каком КФ идет речь (нет разделения на КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств), в соответствии с этим не представляется возможным определить, на каком основании члены Ассоциации формировали КФ возмещения вреда.

3. В п.9.5 Устава СРО РА «Строители ТПП РБ» указано:
Компенсационный фонд Организации формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов Организации, которые устанавливаются Общим собранием членов, в размере не ниже минимальных размеров взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем согласно п.2) ч.1 ст. 55.4 ГрК РФ требованием к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации является наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 ГрК РФ.

Из этого можно сделать вывод о том, что п.9.5 Устава РА «Строители ТПП РБ» противоречит п.2 ч.1 ст.55.4 ГрК РФ поскольку не представляется возможным определить о каком КФ идет речь в Уставе.

4. В п.3.2 Положения о Правлении СРО РА «Строители ТПП РБ указано:
Правление формируется открытым голосованием из числа представителей юридических лиц — членов Ассоциации и индивидуальных предпринимателей – членов Ассоциации в количестве не менее 6 (шести) человек.

Вместе с тем в соответствии с п.2) ст. 55.10 ГрК РФ к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся вопросы избрания тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочного прекращение полномочий указанного органа или досрочного прекращение полномочий отдельных его членов.

Из этого можно сделать вывод о том, что п.3.2 Положения о Правлении СРО РА «Строители ТПП РБ» противоречит п.2) ст.55.10 ГрК РФ.

Противоречия в документах СРО «Ассоциация строительных организаций Новосибирской области» (СРО-С-284-21062017)

1. В п.7.3. Устава предусмотрено создание специализированного органа, осуществляющего контроль за соблюдением членами Ассоциации требований стандартов и правил саморегулируемой организации и специализированного органа, осуществляющего рассмотрение дел о применении в отношении членов Ассоциации, мер дисциплинарного воздействия в случае приобретения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации.

Однако согласно п.п.7 ч.8 ст. 20 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», создание таких специализированных органов Ассоциации осуществляется до приобретения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации.
Таким образом, п.7.3 противоречит п.п.7 ч.8 ст.20 315-ФЗ.

2. В п.9.1 Устава указано, что в состав Совета Ассоциации могут входить независимые члены.

Вместе с тем, в ч.1 ст.55.11 ГрК РФ говорится, что постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц — членов саморегулируемой организации.

Таким образом, п.9.1 Устава противоречит ч.1 ст.55.11 ГрК РФ.

3. Не совсем понятен п.3.7 Устава:
Ассоциация является собственником своего имущества. Ассоциация отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Ассоциация не отвечает обязательствам своих членов. В случае несостоятельности (банкротства) Ассоциации по вине членов Ассоциации на членов Ассоциации, действия которых повлекли несостоятельность (банкротство) Ассоциации, при недостаточности имущества Ассоциации, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам Ассоциации.

Противоречия в документах СРО Ассоциация «Строители республики Бурятия» (СРО-С-281-20062017)

Стоит отметить, что многие положения Устава Ассоциации утвержденного 18.07.2016 г. разработаны на основе требований ГрК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017г. и на момент подачи заявления в Ростехнадзор о включении Ассоциации в Государственный реестр саморегулируемых организаций противоречили действующей до 01.07.2017 г. редакции ГрК РФ.

1. В п. 4.11 Устава указано:
Вступительный взнос оплачивается кандидатом в члены Ассоциации, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента принятия решения о его принятии в члены Ассоциации.

В п. 5.12 Устава указано: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в п.5.11 Устава, обязаны уплатить в полном объеме: взнос в КФ ВВ; взнос в КФ ОДО; вступительный взнос.

Вместе с тем, согласно ч.6 ст.55.6 ГрК РФ уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации должна быть произведена членом Ассоциации в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия решения, о его принятии в члены Ассоциации.

Таким образом, п.4.11 и п.5.12 Устава противоречат ч.6 ст.55.6 ГрК РФ.

2. Пункт 5.4.4 Устава предъявляет требования к кандидату в члены Ассоциации о предоставлении документов, подтверждающих у индивидуального предпринимателя или юридического лица наличие двух специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства. Указанные документы должны быть предоставлены после получения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации и утверждения квалификационных стандартов Ассоциации.

Вместе с тем в ч.3 ст.55.6 ГрК РФ указано, что истребование от индивидуального предпринимателя или юридического лица иных документов для приема в члены саморегулируемой организации и выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства наряду с документами, указанными в части 2 ст.55.6 ГрК РФ, не допускается.

Таким образом, п.5.4.4 Устава противоречит ч.3 ст.55.6 ГрК РФ, в случае получения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации до 01.07.2017г.

3. Пункт 5.9.3 Устава указывает на то, что Ассоциация отказывает в приеме в члены Ассоциации в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уже является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Однако 79 членов Ассоциации из 101 являются членами действующих саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Таким образом, решения Правления Ассоциации относительно 79 членов Ассоциации противоречат Уставу Ассоциации, из чего можно сделать вывод о том, что количество действующих членов Ассоциации явно меньше ста, что, в свою очередь, противоречит п.1) ч.3 ст. 55.4 ГрК РФ.

4. Пунктом 5.7 Устава установлен срок проверки документов при вступлении в Ассоциацию со дня получения документов до принятия решения о приеме в члены Ассоциации либо об отказе в приеме не более 60 дней.


Вместе с тем ч.4 ст.55.6 ГрК РФ установлено, что в срок не позднее, чем в течение тридцати дней со дня получения документов, указанных в части 2 ст.55.6 ГрК РФ, саморегулируемая организация осуществляет их проверку и обязана принять решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации и о выдаче ему свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе в приеме с указанием причин отказа, а также направить или вручить данное решение такому индивидуальному предпринимателю или такому юридическому лицу.

Таким образом, п.5.7 Устава противоречит ч.4 ст.55.6 ГрК РФ.

5. В п.5.28 Устава указано, что в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в Ассоциации, имеющей статус саморегулируемой организации, такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Стоит отметить, что данное положение является нормой ч.6 ст.55.7 ГрК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017г. и на момент подачи заявления Ассоциацией не является правомочным.

6. В п. 5.32 Устава указано, что решение об исключении из членов Ассоциации относится к компетенции Правления Ассоциации.


Вместе с тем, в ч.3 ст.55.7 ГрК РФ указано, что решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица принимается общим собранием членов саморегулируемой организации. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 ГрК РФ, решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.

Таким образом, п.5.32 Устава противоречит ч.3 ст.55.7 ГрК РФ.

7. Вызывает вопрос п.п.4) п.4.9 Устава в соответствии с которым взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации является обязательным для членов Ассоциации в случае получения статуса саморегулируемой организации. При этом не даётся пояснений о каком компенсационном фонде идет речь.

Вместе с тем, в п.9.2.8 Устава, а также в п.5.1 Положения о компенсационном фонде возмещения вреда указано, что порядок формирования компенсационного фонда возмещения вреда относится к исключительной компетенции Общего собрания Ассоциации, однако в Протоколах общего собрания членов Ассоциации отсутствует информация о решении по формированию компенсационного фонда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Ассоциация не сформировала компенсационный фонд возмещения вреда, что является нарушением п.3 ч.3 ст. 55.4 ГрК РФ.

8. В п.10.2 Устава указано, что Правление Ассоциации формируется из членов Ассоциации, а также независимых членов.

Вместе с тем, в ч.1 ст.55.11 ГрК РФ указано, что постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц — членов саморегулируемой организации.


Таким образом, п.10.2 Устава противоречит ч.1 ст.55.11 ГрК РФ.

9. В п.10.13 указано, что Председатель Правления Ассоциации избирается сроком на 4 года.


Вместе с тем, в ч.4 ст.55.11 ГрК РФ указано, что срок полномочий руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации не может превышать два года.

Таким образом, п.10.13 Устава противоречит ч.4 ст.55.11 ГрК РФ.


Противоречия в документах СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» (СРО-С-278-14122016)


1. В п.8 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» не указано, о каком КФ идет речь (нет разделения на КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств), в соответствии с чем не представляется возможным определить на каком основании члены Ассоциации формировали КФ возмещения вреда.

2. В п.8.2 – п.8.3 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» указано:

8.2 Компенсационный фонд Ассоциации при получении статуса саморегулируемой организации формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов Ассоциации. Минимально необходимые требования к размеру взноса членов Ассоциации, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

8.3 Компенсационный фонд Ассоциации при получении статуса саморегулируемой организации формируется в размере не ниже определяемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации минимального размера компенсационный фонда.

Вместе с тем согласно п.2) ч.1 ст. 55.4 ГрК РФ требованием к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации является наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 ГрК РФ.

В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что п.8.2 – п.8.3 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» не указано противоречат п.2 ч.1 ст.55.4 ГрК РФ поскольку не представляется возможным определить о каком КФ идет речь в Уставе.

3. В п.8.11 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» указано: В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней.

Вместе с тем, согласно ч.1 ст.55.16-1 средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Из этого можно сделать вывод о том, что п.8.11 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» противоречит ч.1 ст.55.16-1 ГрК РФ.

4. В п.п.4 п. 15.4 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» указано, что одним из условий для принятия решения об исключении из членов Ассоциации индивидуального предпринимателя или юридического лица может являться невнесение взноса в компенсационный фонд Ассоциации в установленный срок, однако не указано о каком КФ идет речь.

5. В п.28.1 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» указано, что полномочия члена Президиума Ассоциации (члена постоянно действующего коллегиального органа управления Ассоциации) могут прекращаться досрочно по собственному заявлению члена Президиума Ассоциации.

Вместе с тем в соответствии с п.2) ст. 55.10 ГрК РФ к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся вопросы избрания тайным голосованием членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочного прекращение полномочий указанного органа или досрочного прекращение полномочий отдельных его членов.

Из этого можно сделать вывод о том, что п.28.1 Устава СРО Ассоциация «Строители Ульяновска» противоречит п.2) ст.55.10 ГрК РФ.


Противоречия в документах СРО Ассоциация «СИЛА» (СРО-С-282-21062017)


1. В пункте 1.4 Устава указано:
Ассоциация объединяет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта.


В пункте 1.8 Устава указано: При условии соответствия Ассоциации всем требованиям, необходимым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для приобретения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, Ассоциация вправе приобрести статус саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 2 статьи 55.2 ГрК РФ, для внесения в государственный реестр СРО сведений о некоммерческой организации в Уставе некоммерческой организации должен быть указан вид СРО в соответствии со статьей 55.3 ГрК РФ – «Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство».


В соответствии с данными фактами, можно сделать вывод о том, что в Уставе Ассоциации не указан вид СРО в соответствии со статьей 55.3 ГрК РФ.

2. В п.5.8 Устава указано:
При вступлении в состав членов Ассоциации однократно вносится вступительный взнос. Вступительный взнос подлежит внесению в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента принятия Правлением Ассоциации решения о приеме в члены Ассоциации.

Вместе с тем, согласно ч.6 ст.55.6 ГрК РФ вступительный взнос оплачивается в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения о приеме в члены Ассоциации.

Таким образом, п.5.8 Устава противоречит ч.6 ст.55.6 ГрК РФ.

3. В п.6.3 Устава указано:
Членами Ассоциации могут быть юридические липа, в том числе и иностранные, и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, зарегистрированные в установленном порядке, а также признающие и соблюдающие настоящий Устав, регулярно уплачивающие членские взносы.

Таким образом, членами Ассоциации могут любые юридические лица и индивидуальные предприниматели вне зависимости от адреса регистрации. Вместе с тем согласно п.1 ч.3 ст.55.4 ГрК РФ одним из требований к некоммерческой организации для приобретения статуса саморегулируемой организации является объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лип. осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. являющихся застройщиками самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1 и 2 части 3 статьи 55.6 ГрК РФ.

Поэтому п.6.3 Устава противоречит п.1 ч.3 ст.55.4 ГрК РФ.

4. В п.6.12 Устава указано, что одним из оснований для исключения из членов Ассоциации является вступление в силу приговора суда за нарушение требований законодательства РФ в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем ч.2 ст.55.7 ГрК РФ не предусмотрено указанное основание для исключения из членов Ассоциации.


Таким образом, п.6.12 противоречит ч.2 ст.55.7 ГрК РФ.

5. В п.7.1. Устава предусмотрено создание Контрольного комитета и Дисциплинарного комитета после приобретения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации.

Однако согласно п.п.7 ч.8 ст. 20 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», создание специализированных органов Ассоциации осуществляется до приобретения Ассоциацией статуса саморегулируемой организации.

Таким образом, п.7.1 противоречит п.п.7 ч.8 ст.20 315-ФЗ.

6. Вызывает вопрос п.8.2.6 Устава, в соответствии с которым установление размеров взносов в КФ Ассоциации, порядок их формирования, а также определение возможных способов размещения компенсационных фондов Ассоциации относится к исключительной компетенции Общего собрания Ассоциации в случае приобретения статуса саморегулируемой организации.

В п. 5.1 Положения о взносах указано, что целевые взносы в компенсационный фонд возмещения вреда Ассоциации, уплачиваются в соответствии с Положением о компенсационном фонде возмещения вреда, в случае наличия у Ассоциации статуса саморегулируемой организации.


При этом в п.5 Положения о компенсационном фонде возмещения вреда указано, что решение об образовании компенсационного фонда возмещения вреда и начале его формирования принимается Общим собранием членов Ассоциации.

Однако ни в Протоколах ОСЧ, ни в Протоколах Правления нет информации о решении по формированию компенсационных фондов Ассоциации.

Из этого можно сделать вывод о том, что Ассоциация не сформировала компенсационный фонд возмещения вреда, что является прямым нарушением п.3 ч.3 ст. 55.4 ГрК РФ.

7. В пунктах Устава 8.2.20 – 8.2.23 речь идет о каком-то Союзе. Очевидно, перепутана форма некоммерческой организации.

8. В п.8.4.1 указано, что к компетенции общего собрания (общей) относится утверждение нормативных документов, устанавливающих условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при приобретении Ассоциацией статуса саморегулируемой организации.

Вместе с тем, в соответствии с п.6 ст.55.10 ГрК РФ, утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — свидетельство о допуске), — документа, устанавливающего условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства относится к исключительной компетенции Общего собрания.


9. Также в протоколах Общего собрания отсутствует информация о принятии решения о приобретении Ассоциацией статуса саморегулируемой организации и о внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций, что является исключительной компетенцией Общего собрания согласно п.8.2.14 Устава.

Что в итоге? Поражает уровень юридической грамотности специалистов, причем это не зависит от региона. Получается, что нет безошибочно подготовленных документов – есть только непрочитанные регулятором. Теперь Ассоциация архитекторов и проектировщиков «ПроектНадзор», уже «не одну собаку съела» на документах СРО, должна подготовить все на «отлично». А если и в этот раз не пройдет между «Сциллой и Харибдой», тогда только один путь – в суд.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru