Согласно п. 22 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, лицо, выполняющее хотя бы одну функцию технического заказчика, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за исключением нескольких случаев. Строительное сообщество хотело бы внести поправки в это положение кодекса – дополнительное членство в СРО проектировщиков и в СРО изыскателей оказывается по средствам не для каждой организации.

Несмотря на разъяснения, данные по этому положению Градкодекса правовым департаментом Минстроя России в феврале 2017 года, у руководителей СРО и строительных организаций остается немало вопросов. Нужно ли строительной организации быть членом проектной СРО и иметь как минимум двух специалистов, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов НОПРИЗ, чтобы заказывать подготовку проектной документации? Могут ли в этом случае специалисты строительной организации находится одновременно в перечне НРС НОСТРОЙ и НРС НОПРИЗ? Действует ли требование к членству технического заказчика в СРО, если речь идет не о госконтрактах, а о договорах подряда по строительству коммерческих объектов?

Разобраться в этих и многих других вопросах практической реализации градостроительного законодательства постарались участники заседания первого круглого стола, организованного саморегулируемыми организациями в рамках подготовки к XVIII практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Подобные вопросы строительное сообщество поднимает не впервые. Коллизия о техническом заказчике вошла в повестку прошедшего в декабре 2017 года съезда НОСТРОЙ в качестве проблемы, требующей законодательных изменений. В результате были утверждены две поправки. Одна из них касается расчета размеров взносов в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств для технического заказчика, которые должны производиться не от стоимости объекта, а от стоимости договора на осуществление функции технического заказчика. Второе изменение требует установить членство в СРО застройщика заключающего договор строительного подряда и при этом самостоятельно выполняющего функции технического заказчика. Однако до законодательного решения по обеим поправкам еще далеко – законопроект может быть внесен в Госдуму не раньше осенней сессии 2018 года.

Пока у строителей есть несколько вариантов соблюдения требований действующей редакции Градостроительного кодекса. Первый – получить членство в саморегулируемых организациях всех видов. Второй – иметь штатных технических заказчиков по всем сферам деятельности. Третий – заключать договоры об осуществлении функций технического заказчика с организациями, имеющими членство в соответствующих СРО. Прозвучало также предложение законодательно предусмотреть возможность договорных отношений для подрядчиков и заказчиков с первым уровнем ответственности, что облегчило бы деятельность малого и среднего строительного бизнеса.

Свои предложения по проекту резолюции первого круглого стола строительные организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут направить в адрес организаторов мероприятия. Окончательное обсуждение предложений по вопросам участия в СРО лиц, выполняющих функции технического заказчика, состоится в ходе конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» 29 марта 2018 года.

Очередной круглый стол по вопросам саморегулирования состоится 20 февраля – на этот раз в формате «СРОчных консультаций».

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru