За последние два месяца показатели наполнения компфондов строительными СРО значительно улучшились и в среднем составляют 87% от норматива. Причем из 233 действующих СРО 142 перевалили через 100% рубеж, еще 52 близки к достижению заветной планки. В группу риска вошли 23 СРО, имеющие наихудшие результаты по этому показателю.

Положительная тенденция

По данным сайта НОСТРОЙ, на 01.02.2018 г. зарегистрировано 233 действующих СРО, в которых состоят 82 434 строительные компании и ИП. Общий размер компфондов, сформированных в соответствии со ст.55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса (по информации с официальных сайтов СРО на 01.02.2018 г.), составляет 77,85 млрд руб.

Суммарный размер средств компфондов, размещенных на специальных банковских счетах, на 01.02.2018 г. составляет 67,86 млрд руб. (87% от норматива). Соответственно, строительным СРО необходимо еще внести на спецсчета почти 10 млрд руб.

Если сравнить с данными на 1 декабря 2017 г., то в госреестре находилось 247 СРО, а на спецсчетах было размещено 65,5 млрд руб. Получается, что количество СРО уменьшилось на 14, а компфонды увеличились на 2,36 млрд руб. Причем разрыв между сформированным компфондом и суммой, размещенной на спецсчетах значительно уменьшился. Если на 1 декабря было размещено 75% от норматива, то на 1 февраля – 87%. За счет чего произошло значительное улучшение показателей?

• Из госреестра было исключено много СРО с пустыми компфондами.

• Многие СРО смогли пополнить утраченные средства компфондов.

• Часть СРО перевели на спецсчета средства компфондов, которые «прокручивались» в других сферах.

Группа риска


По информации, опубликованной на сайтах Ростехнадзора и НОСТРОЙ (на 02.02.2018 г.) имеются СРО, которые разместили средства компфондов на спецсчетах в кредитных организациях лишь частично (см. таблицу). Наиболее низкие показатели у 23 СРО. В процентах указан размер средств компфонда, размещенных на спецсчетах, от суммы КФ, сформированных в соответствии со ст.55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса (по данным официальных сайтов СРО на 02.02.2018 г.).
1. Ассоциация саморегулируемая организация «Строители Черноземья» (СРО-С-005-28042009) – 25,91% от норматива.

2. Ассоциация саморегулируемая организация «Балтийский строительный комплекс» (СРО-С-010-28052009) – 53,42%.

3. Ассоциация СРО «Объединение железнодорожных строителей» (СРО-С-043-28092009) – 16,67%.

4. Саморегулируемая организация Ассоциация Строителей «Профессиональное сообщество строителей» (СРО-С-098-04122009) – 31,94%.

5. Ассоциация компаний, осуществляющих строительство «Саморегулируемая организация «Региональное строительное объединение» (СРО-С-101-07122009) – 33,42%.

6. Союз «Альянс строителей Московской области» (СРО-С-102-07122009) – 31,38%.

7. Ассоциация Саморегулируемая организация в области строительства «Межрегиональный центр содействия в организации контроля качества строительных работ» (СРО-С-106-08122009)– 45,31%.

8. Саморегулируемая организация Ассоциация строителей малого и среднего бизнеса (СРО-С-119-17122009) – 14,92%.

9. Союз «Саморегулируемая организация «Инженерно-строительные предприятия Московской области» (СРО-С-121-17122009) – 14,91%.

10. Ассоциация СРО по поддержке малого и среднего бизнеса в области строительства «Стройрегион-Развитие» (СРО-С-143-23122009) – 0,07%.

11. Саморегулируемая организация «Союз Строителей Верхней Волги» (СРО-С-149-24122009) – 49,25%.

12. Саморегулируемая организация Ассоциация строителей «Стройконсолидация» (СРО-С-150-24122009) – 49,74%.

13. Саморегулируемая организация «Межрегиональное объединение строительных организаций «Ассоциация «ОборонСтрой» (СРО-С-155-25122009) – 3,65%.

14. Ассоциация «Приволжская гильдия строителей» (СРО-С-165-29122009) – 38,57%.

15. СРО Ассоциация строителей «Объединение строительных компаний «РУССТРОЙ» (СРО-С-181-22012010) – 17,92%.

16. Ассоциация Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей «Развитие» (СРО-С-204-24022010) – 35,54%.

17. Ассоциация «Строители Подмосковья «ФЛАГМАН» (СРО-С-212-29032010) – 37,31%.

18. Ассоциация «Саморегулируемая организация «Инженер-строитель» (СРО-С-232-28012011) – 8,18%.

19. Ассоциация строителей «Строители железнодорожных комплексов» (СРО-С-234-07022011) – 13,69%.

20. Ассоциация саморегулируемая организация «Профессиональный альянс строителей Ульяновской области» (СРО-С-239-28092011) – 5,27%.

21. Ассоциация «СтройИндустрия» (СРО-С-256-19102012) – 13,95%.

22. Ассоциация «Субъектов Строительной Сферы «Гарантия Оптимальных Строительных Технологий» (СРО-С-258-11012013) – 55,99%.

23. Союз «Региональное объединение строителей Санкт-Петербурга» (СРО-С-263-20032013) – 3,78%.

Все вышеперечисленные СРО находятся в зоне риска. Они нарушили закон и не разместили на спецсчетах до 1 сентября 2017 г. компфонды в полном объеме, исключение их из госреестра может произойти в любой момент.


Обломки банковской системы могут «утопить» СРО

У 33 СРО компенсационные фонды находятся в проблемных банках. Сумма компенсационных фондов СРО строителей, размещенных в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия, на 01.02.2018 г. составила 6 376 101 218,9 руб.

При банкротстве банка СРО попадают в третью очередь реестра кредиторов. Следовательно, шансы на возвращение денег минимальны. Поэтому многие СРО признали эти средства утраченными и приняли решение о сборе средств со своих членов на пополнение частично утраченных компенсационных фондов, в соответствии с п. 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса. Уже 18 СРО успешно справились с задачей пополнения компфондов и две СРО близки к этому.

Эта задача пока не является срочной, но она может стать такой в любой момент при условии завершения процедуры банкротства банков, в которых находятся средства компфондов. Тогда СРО будут вынуждены зафиксировать убытки и в срочном порядке восполнять компфонды. Наиболее сложная ситуация у 8 СРО (см. таблицу):

• Союз «Первая Национальная организация строителей» (СРО-С-009-22052009).

• Саморегулируемая организация Союз «Строительное региональное объединение» (СРО-С-047-07102009).

• Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Союз строителей объектов связи и информационных технологий «СтройСвязьТелеком» (СРО-С-062-06112009).

• Союз монтажников инженерных систем зданий и сооружений (СРО-С-069-16112009).

• Ассоциация саморегулируемая организация «Управление строительными предприятиями Петербурга» (СРО-С-071-17112009).

• Ассоциация Саморегулируемая организация «Объединение строителей «Волга» (СРО-С-087-27112009).

• Ассоциация Саморегулируемая организация «Объединение Смоленских строителей» (СРО-С-110-11122009).

• Ассоциация по содействию в строительстве «ПРОФЕССИОНАЛЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА» (СРО-С-115-16122009).

Следует отметить, что случай снижения объема средств компенсационного фонда в результате его размещения в кредитных организациях с отозванной лицензией Градостроительным кодексом не предусмотрен. Так как банки не объявлены банкротами, а поставлены ЦБ на санацию, то они могут выдать СРО справку о том, что средства компфонда размещены в банке.

Соответственно до момента ликвидации кредитного учреждения, признанного несостоятельным, размещенные в нем средства СРО должны учитываться при формировании компенсационных фондов и, следовательно, факт такого размещения не может служить основанием для восстановления соответствующего компенсационного фонда, т.е. до окончания конкурсного производства и ликвидации кредитной организации размер утраченных средств (убытков) саморегулируемой организации определен быть не может. Следовательно, СРО не обязана компенсировать обесценившиеся активы до момента банкротства банка, когда будет зафиксирован размер потерь компфонда. Это дает СРО отсрочку, но не более. Восполнять утраченный в банке компфонд все-равно придется. А при возникновении необходимости выплат из компенсационного фонда это нужно будет делать в срочном порядке.

Если не ждать пожарного случая, то на Общем собрании членов СРО необходимо принять решение о восполнении компфонда. Основанием для этого может служить п.70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29и июля 1998 г. № 34н: «Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями».

Так как компенсационный фонд СРО предназначен для обеспечения имущественной ответственности ее членов по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения, либо его части, а средства компфонда, утраченные в связи с банкротством банка, не могут обеспечить ответственность СРО в случае возникновения такого вреда.

В соответствии с п.6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера члены СРО должны восполнить компфонд до минимального размера, рассчитанного в порядке, регламентированном нормами Положений о КФ ВВ и КФ ОДО, в соответствии с фактическим количеством действующих членов СРО и уровнем их ответственности по обязательствам. Вопросы определения совокупного минимального размера компфонда относятся к компетенции саморегулируемой организации.

Минстрой РФ в письме от 09.08.2017 г. № 28338-ТБ/02 также подтвердил, что минимальный размер компфонда, восстанавливаемого в связи с частичной его утратой, рассчитывается исходя из фактического количества членов СРО и уровня их ответственности на дату принятия решения о восстановлении компфонда с учетом взносов исключенных членов (по любым основаниям) после даты принятия решения о формировании компфонда возмещения вреда или компфонда обеспечения договорных обязательств.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru