В комитеты Госдумы направлен на рассмотрение законопроект № 376543-7 об усилении экологической ответственности для компаний, оперирующих нефтью и нефтепродуктами. Разработанный в Министерстве природных ресурсов и экологии документ предусматривает ужесточение административных мер за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования. В саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» считают, что законодательная инициатива угрожает разорением предприятиям малого и среднего бизнеса.

Проект закона вводит административную ответственность за ряд нарушений, связанных с предупреждением и ликвидацией разливов нефтепродуктов (ЛРН). Чтобы избежать штрафов, работающим на рынке нефти и нефтепродуктов компаниям надлежит иметь утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов, систему наблюдений, связи и оповещения за состоянием окружающей среды в районе ведения деятельности, а также собственную или привлеченную аварийно-спасательную службу и средства постоянной готовности. Следить за соблюдением правил на суше будут органы Росприроднадзора, на воде – Ространснадзора.

По мнению председателя Совета СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» Владимира Сергеева, законопроект противоречит ранее принятым законодательным инициативам. Например, Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности …» в редакции от 10.08.2016 исключило планы ЛРН из перечня документов, необходимых для получения лицензии на погрузо-разгрузочную деятельность с опасными грузами и перевозку опасных грузов морем и на внутренних водных путях.

Глава саморегулируемой организации уверен, что в его нынешнем виде законопроект представляет серьезную коррупционную опасность: он не содержит четких определений и требований к системам наблюдения, оповещения и обнаружения разливов. Нет и утвержденной методики расчета стоимости мероприятий ЛРН. Подобная методика сейчас дорабатывается с учетом замечаний Минюста РФ и отраслевых объединений, а существующая дает завышенные значения ущерба.

Владимир Сергеев также обращает внимание на то, что ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», пользуясь доминирующим положением и вопреки решению ФАС России, установило высокие цены на аварийно-спасательные услуги. Все это в случае принятия законопроекта может заставить уйти с рынка средние и небольшие компании.

Учитывая, что законопроект будет доработан в ходе трех думских чтений, эксперты надеются устранить основные противоречия и замечания в окончательной редакции.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru