Ритейлеры предложили заменить новые поправки в закон о торговле, которые призваны усилить госрегулирование в отрасли, механизмами саморегулирования. Или, по крайней мере, отказаться от принятия законопроекта до того, как будут проанализированы последствия поправок, принятых в 2016 году.

Если до декабря прошлого года ритейлеры не проявляли особого интереса к добровольному саморегулированию, то новые законодательные поправки послужили спусковым механизмом для возвращения к принципам Кодекса добросовестных практик, действие которого было приостановлено в 2016 году.

Речь идет о внесенном в Госдуму законопроекте № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока)». Документ вводит для торговых сетей запрет на возвращение поставщикам продовольственной продукции, не проданной в установленный срок.

Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, возврат непроданных качественных товаров по хлебопекарным предприятиям в регионах доходит до 50% от всей поставки, по мясной продукции – до 30%. В итоге ущерб отечественных производителей исчисляется миллиардами рублей. Только по хлебопекарным предприятиям это приводит к уничтожению примерно 3 млн тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно. Законопроект поддержали Минсельхоз России и Роспотpебнaдзор, за его введение выступили аграрии и производители. Сейчас законопроект поступил на рассмотрение в регионы и уже получил поддержку местных парламентариев.

В этой ситуации торговые сети ухватились за возможность заменить саморегулированием ужесточение госрегулирования. К тому же Федеральная антимонопольная служба России в декабре 2017 года инициировала создание Совета рынка ритейла с участием представителей всех торговых сетей, законодательной и исполнительной власти. Планируется наделить новую структуру особыми полномочиями с целью легализовать договоренности между участниками, а не менять каждый раз федеральное законодательство.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в антимонопольную службу уже представлены предложения по Совету рынка, согласованные между поставщиками и торговыми сетями. Эти предложения отводят государству роль наблюдателя и партнера – оно не должно вмешиваться в решения, которые будут приняты между участниками рынка на основе действующего законодательства, но в рамках саморегулирования.

«Совместно с рядом поставщиков мы исходим из того, что это должно быть именно саморегулирование, а не регулирование государством, которое накладывается на саморегулирование», — пояснил журналистам представитель глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев.

Напомним, что ст. 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в действующей редакции устанавливает исключительно государственное регулирование торговой деятельности с помощью установления требований к ее организации и осуществлению, антимонопольного регулирования, информационного обеспечения, а также госнадзора и муниципального контроля.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru